Фон сайта
Шапка сайта

Екатеринбург,
ул. Лиственная, дом 65

+7 (912) 612-60-48

Одна из основных проблем нашего детского хоккея правильность (или неправильность) подбора тренерами тренировочных нагрузок для самых маленьких, только пришедших в школы, хоккеистов. Как правильно учить кататься на коньках, какие развивающие упражнения предложить, чтобы не деформировать несформировавшиеся до конца костные ткани, какие выбрать нагрузки, чтобы не повредить нежные мышцы? Как, наконец, вести себя с ребенком, впечатлительными обидчивым по своей природе? Правильные ответы на эти вопросы, как частенько выясняется, знает далеко не каждый тренер, причем в вину это ставить специалистам язык не поворачивается, ведь работать с детьми вообще - задача архисложная. О том, какие трудности могут подстерегать тренера в работе с детьми, какие методы их подготовки наиболее действенны и безболезненны, рассказывает заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук Ян Каменецкий.
       - Проблема эта не нова, но остается актуальной и сегодня. Причиной этому следующее обстоятельство - произошла смена тренерского поколения. Не только в Москве,но и в других регионах страны. Ушли тренеры с большим опытом. На смену им пришли молодые, амбициозные специалисты. Нет, амбициозность ни в коем случае не стоит считать недостатком - тренер без амбиций не может претендовать на роль тренера. Не хочу обижать представителей новой волны, но, получив дипломы, они, бывает, не получают достаточно серьезного образования. Чаще всего в своей деятельности они берут за основу то, как строится работа в командах мастеров. Просто потому, что не отложилось в памяти то, что было много лет назад, в детских школах. Это первый момент. А второй заключается в том, что молодые тренеры, как правило, желают максимально быстро добиться результата. Такой подход вызывает большое количество перегибов, связанных с тем, что не совсем правильно строится работа на начальном этапе.
       Я не считаю, что работать надо мало. Обычный ребенок изначально обладает большим объемом двигательной активности, хочет и способен двигаться. Много работать можно, и когда этот процесс не затрагивает психическую сферу ребенка, он переносит нагрузки очень спокойно. Тренеры зачастую недовольны тем, что во время занятий дети недостаточно внимательны, требуют от них повышенной концентрации. Между тем, на начальном этапе работа должна строиться таким образом, чтобы тренировка проходила в форме игры. Переключение внимания между небольшим количеством разных, но решающих одну задачу упражнений, не вызывает у ребенка ни физической, ни психологической усталости. Это общий принцип. Есть, конечно,и частности. Например, после того, как произошел набор детей в младшую группу, необходимо уделить некоторое время, десять-двенадцать тренировок, работе "на резинке"в коньках. Что имеется в виду?
        Когда ребенок просто ходит или бегает, мышцы и связки, работающие при движении на коньках, не задействованы. Для того, чтобы этот этап подготовки прошел безболезненно и более быстро, целесообразно начинать обучение "на резинке". Упражнений существует множество - различные движения, эстафеты, прыжки, скрестные шаги, переход через препятствия и так далее. В процессе таких занятий укрепится необходимая для катания на коньках группа связок и мышц. и, когда ребенок выйдет в коньках на лед, ему будет намного легче. С началом следующего, ледового этапа обучения, возникает вопрос - что, собственно, делать? С клюшками выводить детей или без?
        Мое глубокое убеждение - когда начинается процесс обучения движению на коньках, делать это следует без клюшек. Мы в своей школе изготовили специальные приспособления, которые называем "тарантасами" (простая металлическая рамка-салазки). С их помощью можно довольно быстро привить ребенку технику движения на коньках. Хочешь не хочешь, правильно отталкиваться научишься. Знаю, что в некоторых школах для этой цели используют обычные стулья, но, полагаю, наши приспособления более удобны. Из-за того, что работа на данном этапе ведется без клюшек, ребенок научится естественным образом сохранять равновесие на льду.
       Подбор коньков, клюшек и шайб для тренировок непосредственно связан с темой нагрузок. поскольку от этих аксессуаров зависит, насколько рационально ребенок будет расходовать силы. Коньки, например, некоторые родители берут на вырост. Призываю никогда не делать этого! Лучше купить пару не новых коньков, но по ноге, чем на несколько размеров больше. Клюшку также необходимо подобрать детскую, подходящую ребенку по росту, весу и толщине палки. Неправильно брать взрослую и отпиливать у нее часть - палка все равно толстая и толком обхватить ее не удается. Что касается шайб: посоветовал бы пользоваться шайбами стандартного размера, но при этом облегченными. Облегчить можно, например, вырезав часть из середины, то есть придав шайбе форму баранки. Все это, хоть и кажется мелочами, очень важно. Детьми приобретается начальный навык и если при этом у них есть какие-либо неудобства - слишком тяжелые шайбы, велики коньки, клюшка чересчур длинна - то начальные двигательные манипуляции, которые оставляют следовые явления на выработке тонких мышечных ощущений, будут совершенно не такими, которые нужны и которые мы хотим выработать.
       У ребенка, только приступающего к занятиям хоккеем, еще неокрепший скелет, слаб мышечный корсет. Регулярные тренировки на протяжении продолжительного периода времени могут привести к искривлению позвоночника, при чем то, в какую сторону будет направлено искривление, зависит от хвата клюшки. Поэтому необходимо уделять внимание осанке, давать большое количество специальных упражнений для укрепления мышц спины.
        ЛОВКОСТЬ РУК
       - Более-менее разобравшись со спецификой начального этапа подготовки, приходим к основному вопросу сколько надо заниматься и чем. Так вот, в этот период времени дети должны заниматься не хоккеем. У нас группы, в которых собраны ребята в возрасте от шести до девяти лет, называются СОГ - спортивно-оздоровительные группы. Увлечение хоккеем, когда тренер ругается, мол, давайте мне больше льда, и при этом пренебрегает работой на земле и в зале - методически безграмотно.
        Дело в том, что до девяти лет никакой специализированной хоккейной подготовки быть не должно. Должна присутствовать подготовка всесторонне физически развитого, здорового человека, у которого впоследствии не будет слабых мест. Это развитие мышечного аппарата, ловкости, двигательных навыков. Поэтому важна многоборность подготовки, большое количество элементов из разных видов спорта, которые в процессе этой подготовки используются. Краеугольный камень - ловкость. Ловкость общая, для развития которой практикуют различные подвижные игры, элементы акробатики, двигательные действия, приближенные по сути к хоккею (передвижение спиной вперед, боком, прыжки и так далее), и ловкость ручная. Она тоже достигается постепенно, и тоже целым комплексом упражнений. Простейший пример - жонглирование клюшкой теннисным мячиком.
        Что касается количества тренировок - оно должно составлять три-четыре в неделю. Вполне можно выполнять большие объемы работы, но, опять-таки подчеркну - не давя детям на психику. Обстановку необходимо создать дружескую, а не кричать на ребенка, в силу своих физиологических особенностей не способного пока полностью сконцентрироваться на выполнении задания. Требовать от мальчика как от взрослого мужика нельзя. Ребенок должен, приходя на тренировки, получать двигательные нагрузки, но при этом ни в коем случае не чувствовать себя угнетенным и униженным. Даже если что-то не получается. Мы должны влюбить ребенка в спорт, влюбить через его интерес к этой работе. Ведь не секрет, что ребенок будет заниматься чем-либо только в том случае, если ему интересно. А по принуждению - если и будет, то безуспешно.
        ТИШЕ ЕДЕШЬ - ВЫШЕ БУДЕШЬ
       - Важно определить, когда ребятам можно начинать играть в хоккей. Играть, конечно, надо - для детей это лакомство. Но делать это следует осторожно, не давая играть слишком помногу, и, конечно, не по всей площадке. В таком возрасте детям вполне достаточно игры поперек поля. Мы в школе прошлой весной даже провели турнир среди команд 95, 96 и 97 годов - играли поперек площадки, разделив ее поперек на три части специально изготовленными бортами. Игра по всей площадке - мероприятие в раннем возрасте ненужное. У ребят нет возможности контакта с шайбой, да и ориентироваться на большой коробке они толком не могут. То же самое можно сказать и о количестве матчей. Многие тренеры гордятся тем, что их ребята провели какое-то количество матчей, сколько-то из них выиграли. Это возвращает нас к началу беседы - либо ты хочешь научить людей чему-то, либо хочешь добиться некоего результата как можно раньше. Два разных подхода, правильным среди которых может считаться только один: я знаю, для чего готовлю этих ребят. При хорошей, грамотно организованной работе результат придет. Форсирования подготовки ради сиюминутного успеха быть не должно.
       Приведу пример из собственной практики. Довелось работать с динамовской командой 1976 года рождения. В той же возрастной группе в ЦСКА трудился Владимир Попов, в "Крыльях Советов" Анатолий Сергеев, в "Спартаке" Сергей Коротков. Все пользовались разными методиками подготовки. И на протяжении ряда сезонов, примерно лет до тринадцати, мы, например, армейцам постоянно проигрывали, часто шайб по пятнадцать. Расстраивались родители, плакали ребята. А я говорил: "Если доверяете мне как тренеру, поверьте - все идет своим чередом, и скоро мы начнем их побеждать". Видно было, что в ЦСКА ребят "подгоняли", форсировали их подготовку. Определил я это просто - работал в то время со сборной Москвы. Тогда столичной федерацией хоккея была принята хорошая система, по которой раз в неделю все сборники тренировались вместе. И, давая какие-либо скоростно-силовые упражнения, легко было заметить, насколько мощнее остальных выглядели армейцы. Их специально нагружали силовыми упражнениями, скоростными нагрузками - это признак работы на результат. В итоге, когда человек спустя определенное количество лет приходит в большой хоккей, часто выясняется, что играть ему нечем - все ресурсы оставил на подростковом этапе. Таких примеров достаточно - но фамилий называть бы не хотел. Чем все тогда, с 76-м годом, завершилось? Начиная с четырнадцати лет мы принялись выигрывать у ЦСКА, и тоже порой с неприличными счетами. Результат с точки зрения сегодняшнего большого хоккея таков: из армейской команды пробился один парень, Сергей Акимов, из "Спартака" - Максим Степанов, к сожалению, трагически погибший, из "Крыльев" - Саша Королюк. У нас же таких оказалось четверо: Денис Карцев, Сергей Лучинкин, Саша Харитонов и Дима Рябыкин.
        Немаловажный вопрос - когда начинать работу над силой? Вроде бы все знают, что годам к четырнадцати. Другое дело - начинать готовить ребенка к наращиванию силы можно тоже на раннем этапе. Пользуясь в качестве отягощения, например, легким куском арматуры. Весит немного, но дает человеку возможность постепенно развивать мышечный корсет, усваивать правильную технику выполнения силовых упражнений. Нагрузки можно очень осторожно и постепенно (это главное!) увеличивать. И вот когда игрок в четырнадцать-пятнадцать лет приступает к полноценным силовым тренировкам - он уже к ним готов, он сильнее сверстников.
 В статье использованы материалы журнала "Наш хоккей" 2004

БОРИС КРУГЛОВ УБЕЖДЕН: ЧРЕЗМЕРНЫЕ НАГРУЗКИ ЛИШАЮТ ЮНЫХ ИГРОКОВ СПОРТИВНОГО БУДУЩЕГО
        В СДЮШОР «Динамо» в отличие от остальных спортшкол есть штатный врач. И это, несомненно, большой плюс динамовской школы. Без малого четверть века здоровье юных хоккеистов здесь оберегает Борис Круглов. Авторитет у него в школе непререкаемый. Борис Васильевич досконально знает весь детско-юношеский хоккей, а не только медицинский его аспект. Это не громкие слова, ведь он долгие годы, кроме всего прочего, выходит вместе с ребятами на лед. Примечательно, что многие известные игроки, вышедшие из стен динамовской школы, запомнили Круглова прежде всего как тренера. Вот что, например, сказал российская звезда НХЛ Алексей Жамнов в одном из интервью корреспонденту нашего еженедельника: «… Мне с тренерами повезло. Круглов, Васильев, Киселев… Все отличные специалисты». Заслуженный врач России дал «ВХ» эксклюзивное интервью.
        – Борис Васильевич, какие пути-дороги привели вас в СДЮШОР «Динамо»?
        – У меня, как говорится, с младых ногтей душа лежала к спорту. В свое время довольно серьезно занимался легкой атлетикой. Бегал на средние дистанции. Был перворазрядником. Попал в сборную команду спортобщества «Буревестник». Однако в конце третьего курса мединститута порвал связки на голеностопе и с активным спортом завязал. Как пришел в хоккей? На дворовом катке занимался с детишками. Двое наших мальчишек, 1962 года рождения, пошли на просмотр в динамовскую спортшколу. И там они пришлись ко двору. Но однажды эти ребята приехали ко мне и сказали: «Борис Васильевич, мы без вас не хотим там заниматься». И тогда я с ними вместе отправился в «Динамо». Там меня приняли нормально. Я стал выходить на лед вместе с командой 62-го года. Из нее, кстати, вырос такой замечательный игрок, как Анатолий Семенов. А еще я вплотную занимался с командами 1966, 1970, 1974, 1977, 1984, 1986 годов рождения. Сейчас под моим особенно пристальным вниманием находятся ребята 90-го года. На льду я в основном занимался с вратарями. Например, через меня прошли Ильдар Мухометов, он сейчас защищает ворота нижнекамского «Нефтехимика», Олег Глебов, который до недавнего времени был голкипером столичного «Спартака».
        По образованию я педиатр. С 1972 по 1983 годы трудился в динамовской школе тренером-общественником и одновременно работал ассистентом кафедры госпитальной педиатрии Второго Московского медицинского института. Ну а потом целиком сосредоточился на работе в СДЮШОР «Динамо». Спортивная школа привлекла меня еще и потому, что я чрезвычайно заинтересовался проблемой выживаемости детей в спорте. Мое пристальное внимание привлекла такая ситуация. В те времена в отечественном юношеском и молодежном хоккее доминировали ЦСКА и «Спартак». Много матчей тогда смотрел. Нельзя было не заметить, что в армейских и спартаковских командах играло множество ярких ребят. Однако когда я стал прослеживать, какая же часть этих юных дарований затем вышла на приличный уровень во взрослом хоккее, заиграла в командах мастеров, то выяснилось, что этот процент весьма невелик. И он был не выше, чем в «Динамо» и «Крыльях Советов». Почему? В конце концов мне стало ясно: многолетний цикл подготовки юных хоккеистов построен абсолютно неправильно. Оттого и сгорали или выдыхались ребята на подходе к взрослому хоккею.
Работая в динамовской школе, я пытался внести свой посильный вклад в решение данной проблемы.
        – С медицинской точки зрения, какие болевые точки существуют сейчас в российском детско-юношеском хоккее?
        – Среди тренеров бытует мнение, что детей до 10–11 лет загонять нельзя. Да, это так, но при одном условии – если ребенок не находится под контролем. Когда он весь день бегает на улице, то сам себя не загоняет. Тренер же может его загонять элементарно. Причем у ребенка страдают не сердце, легкие или печень, а в первую очередь отключается внимание. И тогда тренировка попросту становится бесполезной. Критерий загнанности у детей до 12 лет – плохая обучаемость, неправильное выполнение упражнений. На детских врачей у нас учат, а на детских тренеров, к великому сожалению, – нет. Пишутся научные труды по физиологии ребенка и не более того. Конкретно же о специфике тренировок детского организма с наставниками никто не ведет разговор.
        – Чем же чревата подобная неосведомленность детских наставников?
        – Может быть, это покажется парадоксальным, но скажу так. Она наносит минимальный вред здоровью ребят и максимальный ущерб тренировочному процессу. Неграмотно построенная тренировка и дозировка нагрузок не позволяют ребенку на начальном этапе овладеть техническими приемами из-за утомления.
        Я много раз ездил в Северную Америку вместе с нашими юными хоккеистами. У меня была возможность изучить ситуацию в заокеанском детско-юношеском хоккее. Так вот скажу вам: в Канаде, США у детей, как правило, четыре ледовых дня – два тренировочных и два игровых. У нас же пять тренировочных, один игровой и один выходной. А что получается в итоге? У наших детей только катание лучше. Зато у их североамериканских сверстников лучше пас, прием, бросок. То есть, работая в полтора раза больше, мы не даем детям тех технических навыков, которые заокеанские и европейские наставники дают за гораздо меньшее количество тренировок. Дети устают, а ведь ребенок должен все переварить и отдохнуть. Законы восприятия информации не мной придуманы. Информация, как и пища, должна перевариться.
У нас нет ни в инструкциях, ни в головах тренеров методики развития физических, функциональных и технических качеств юных хоккеистов. А у иностранных коллег есть, хотя за рубежом среди детских наставников мало специалистов с высшим физкультурным образованием. Зато там те, кто тренирует детей, последовательно заканчивают несколько серьезных курсов и тренируют не как им вздумается, наобум, а по учебно-тренировочному плану. И к тому же несут строгую ответственность за здоровье юных спортсменов. Поэтому детей там так не гоняют. А у нас это чуть ли не повсеместное явление. Лет пятнадцать назад в Тольятти полутора десяткам (!) 14-летних хоккеистов пришлось делать операции из-за того, что тренер перегружал их на занятиях. На Западе такого горе-наставника разорили бы и лишили лицензии. У них до 15 лет подростки-хоккеисты на тренировках со штангой не занимаются, а у нас в этом возрасте уже вовсю ворочают «железо».
        – Борис Васильевич, почему получается, что наши детские и юношеские команды всех обыгрывают, а потом иностранные соперники зачастую обгоняют их в мастерстве?
        – Всему свое время, а наши детские тренеры сплошь и рядом об этом забывают. Приведу такой пример. В 13–14 лет у подростков происходит прирост мышечной массы. И многие наставники в этот период добавляют нагрузку. А ведь этого ни в коем случае нельзя делать. Если увеличишь нагрузку, потеряется тонкий технический навык. Мышцы-то сами нарастут на этом этапе развития организма.
Еще одна ошибка тренеров в том, что они заставляют работать ребят с малыми весами на быстроту. При этом у детей «высушиваются» мышцы, а потом мальчишек ожидают проблемы с весом. Их в дальнейшем некоторые решают за счет того, что колются или глотают что-то. Не могу приветствовать этот путь. Играть в хоккей с ростом 190 сантиметров и весом 70 килограммов нельзя. А ведь вес можно набрать до 12 лет, если грамотно тренировать детей. А к нам порой приходят из других школ «дохлые» дети. И вес им набрать уже практически невозможно. Да, силовая выносливость у этих ребят вырабатывается, но из них вырастают сухие жилистые мужики, которым потом вес не добавишь без специальных мероприятий, о них я уже упоминал.
        Мне, конечно, интересней смотреть ребятишек в более раннем возрасте, чтобы я знал, кто ко мне пришел, чтобы успеть исправить то или иное отклонение от нормы. Стараюсь делать так, чтобы к 10 годам ребята были готовы к тем нагрузкам, которые им дадут в дальнейшем тренеры. А потом эти нагрузки, которые дети получают с 10 до 13 лет, стараюсь внимательно контролировать и даю юным динамовцам дополнительные задания по аэробной подготовке вне зависимости от тренера. В школе к этому давно привыкли. Скажем, если я прошу парнишку побегать 15 минут, то это воспринимается нормально и им, и его наставником. Задаю ребятам и гимнастические упражнения для коррекции фигуры. Моя задача – допустить здоровых детей к занятиям хоккеем, подготовить их к юношескому спорту, причем с запасом прочности – чтобы они даже при непрофессиональной тренировочной работе не получили осложнений на здоровье.
        – Что бы вы посоветовали молодым детским наставникам?
        – Всегда стремлюсь помочь тренеру научиться чувствовать команду. Тогда я за ребят спокоен. Опасен тот хоккейный педагог, который не чувствует физического состояния своих подопечных. Поэтому главный совет такой: научитесь чувствовать нагрузку, которую даете детям. Тогда ребят не загоняете. Я против того, чтобы 7-8-летние мальчишки играли на все поле. Лучше в таком возрасте играть поперек площадки. На коротком отрезке ребенок сделает больше движений, в том числе и технических. Бегая же по всему полю, мальчишка устает, у него притупляется и даже теряется внимание. А у детей на тренировках самое главное – это внимание. Детский тренер не должен долго объяснять, как и подгонять своих маленьких подопечных громовым голосом. А то ведь во многих спортшколах даже шестилетние дети катаются под словесным кнутом: «Быстрее! Еще быстрее!» Да, ребятишкам следует тренироваться с максимальной двигательной активностью. Но, говоря об этом, я подразумеваю не быстроту, а максимальное количество движений.
        Я и сейчас много работаю на хоккейном поле. Непосредственно на льду помогаю тренерам. И с полным основанием могу сказать: скупой платит дважды. В младшем детском возрасте необходимо отдавать безусловный приоритет технической оснащенности ребенка. Наложить на нее функциональные и физические качества в определенные возрастные периоды – не проблема. К сожалению, многие наставники юных хоккеистов гонятся за сиюминутными результатами. При этом технику они отводят на второй план, а упор делают на «функционалку» и «физику». Впрочем, другого пути к сиюминутным результатам и нет. Вообще, работа с детьми – это работа на будущее. Если же тренер во что бы то ни стало стремится добиться от них скорого эффекта, то он лишает своих подопечных серьезного спортивного будущего.
Чего в свое время не выучил Ванюша, того никогда не выучит Иван. Да, техническим приемам можно обучить и 13–14-летнего подростка. Однако они не будут отработаны до автоматизма и неминуемо выпадут из его арсенала в критической ситуации на ледовой площадке. Грош цена такой технической оснащенности. А если мальчика научили что-то делать в раннем возрасте, то он это всегда выполнит, что называется, на автомате в любой момент самого сложного матча.
        Разумеется, над выносливостью тоже необходимо работать. Без нее хоккеист просто немыслим. Вопрос в том, как это делать. В нашей СДЮШОР не без моего участия все команды перешли на большой объем аэробной подготовки. Это в основном кроссы. Но тут есть одна тонкость. Насколько я знаю, многие нынешние тренеры заставляют бегать детей на время. Это неправильно. Дети должны бегать на удовольствие, получать от кроссов положительные эмоции. Только тогда от бега получим должную пользу.
        – По всему чувствуется, что вы живете своей работой.
        – Так и есть. Я давно сроднился с динамовской школой. Это мой второй дом. Чувствую здесь себя на своем месте. Когда я только пришел в СДЮШОР, то потерял в зарплате в два раза. Но не жалел об этом, потому что работа с детьми всецело захватила меня. Сейчас, правда, получаю больше своих друзей-профессоров. Но это для меня не главное. Много лет назад я хотел стать участковым врачом. И моя работа в «Динамо» очень похожа на то, чем занимается участковый доктор. Только не хожу по участку, ребята сами ко мне приходят.
Когда начал работать в этой школе, то поставил перед собой цель – всемерно способствовать тому, чтобы «Динамо» превзошло тогдашнего гегемона ЦСКА и стало чемпионом страны. Все получилось.  

В статье использованы материалы газеты "Весь хоккей"

На молодежном чемпионате мира по хоккею с шайбой, проходившем на рубеже 2009—2010 годов в Канаде, сборная России осталась без медалей. В поединке за выход в полуфинал наши спортсмены проиграли соперникам из Швейцарии со счетом 2:3, а затем и утешительный матч финнам (3:4), оказавшись в итоге на шестом месте.

Если посмотреть на сводную таблицу первенств последних лет, то нетрудно заметить кривую, по которой наша «молодежка» съезжала за пределы пьедестала почета. В 2002 и 2003 годах мы — первые. В 2004-м не получаем даже «бронзу». Затем три года подряд берем «серебро», а в 2008 и 2009-м — «бронзу». На этом награды закончились; пять последних лет первыми становились канадцы, а в январе нынешнего года победу в мирового чемпионате праздновали американцы, оттеснившие канадцев на второе место.

Что же касается наших юниоров (игроки не старше 18 лет), то, оставшись без медалей на мировых первенствах 2005 и 2006 годов, они победили в 2007-м. Затем дважды брали «серебро», оба раза проиграв финал с разгромным счетом (0:8 канадцам в Казани и 0:5 американцам в Фарго, США).

В истории провалов нашей хоккейной смены есть и такие страницы, как удручающий проигрыш «молодежки» во встречах с североамериканскими юниорами в 2003-м (пять поражений в шести матчах) и в суперсерии-2007 с канадцами же (семь поражений и одна ничья)...

Так почему же наших молодых хоккеистов все чаще преследуют неудачи? Попробуем разобраться хотя бы в одном аспекте подготовки будущих игроков главной сборной страны – в том, как их готовят в детско-юношеских школах олимпийского резерва.

Агрессия на ледяных площадках и на трибунах…

Разговоры о неблагополучии в нашем детско-юношеском хоккее ведутся давно. На чемпионате мира 2001 года, проходившем в Подольске, российская молодежная сборная по всем статьям проиграла соперникам, отличившись разве что в количестве штрафного времени и мордобое. Тогда в Госдуме был подготовлен проект обращения к главе Госкомспорта Павлу Рожкову за подписью олимпийских чемпионов Вячеслава Анисина, Юрия Блинова, Владимира Голикова, Александра Гусева, а также родителей воспитанников московских хоккейных школ. Судьба документа, призывающего повлиять на федерации хоккея России и Москвы с тем, чтобы они навели порядок в подготовке хоккейной смены, нам неизвестна. Но одно его положение представляется ключевым во всей проблематике российского детского хоккея. В письме с возмущением говорилось о том, что «критерием оценки работы детского тренера являются очки, а не качество и количество подготовленных молодых игроков».

Зайдите в фойе любого ледового дворца. Что прежде всего бросается в глаза? Застекленные стенды с кубками и грамотами, завоеванными детьми на бесчисленных турнирах. Тщательно обновляемые таблицы текущих первенств с участием бойцов различных возрастных групп. Загляните на форумы интернет-сайтов, посвященных детскому хоккею. Что в центре родительских страстей? Какой клуб сильнее, кто с каким счетом победил или потерпел поражение, «в какую сторону» свистел судья…

И всюду обстановка боевого напряжения, атмосфера, в которой ошибки непростительны, а победителей не судят. Хотя, казалось бы, не война же… Эта атмосфера захватывает детей, делает их непримиримыми, жесткими, порой даже и по отношению друг к другу, причем их собственные родители нередко подталкивают их к этому. А ведь такая агрессия и на ледяных площадках, и на трибунах не имеет ничего общего с высокими спортивными идеалами, хотя школа, в которой витает такой дух, и называется школой олимпийского резерва.

Работа «на результат»

Сегодня тренировочный процесс строится так, чтобы у юных хоккеистов была только одна цель — во что бы то ни стало взять верх над противником. Подобное обучение зачастую сводится к опасному примитиву: нагружать и подгонять. Вот что об этом говорит известный спортивный педагог, заслуженный тренер России Ян Каменецкий (цитирую по материалам интернет-издания Kinderliga.ru): «…Произошла смена тренерских поколений. … А молодые тренеры, как правило, желают максимально быстро добиться результата. Такой подход вызывает большое количество перегибов».

Стремление тренера к сиюминутному успеху, по мнению Яна Каменецкого, только вредит развитию юного игрока: «В итоге, когда человек… приходит в большой хоккей, часто выясняется, что играть ему нечем – все свои ресурсы он растратил на подростковом этапе». Не в этом ли одно из объяснений неудач нашей «молодежки»?

Главным предметом тренерских и родительских дискуссий о накоплении и сбережении ресурсов остается количество тренировок. В российском детском хоккее принято, чтобы даже шестилетние спортсмены тренировались не меньше трех–четырех раз в неделю. Со временем же у них может остаться только один день отдыха. Но так ли уж необходимо по максимуму нагружать маленького хоккеиста? Вот как, например, на такой вопрос отвечают в Швеции, где почти все клубы организуют для детей нечто вроде спортивного детского сада под общим названием «Бьернлига» («Медвежья лига»).

Как сообщает Kinderliga.ru, в «Бьернлигу» берут детей-шестилеток и учат их прежде всего не хоккею как таковому, а пониманию азов этого спорта, поведению на льду, технике катания. Задача тренеров состоит в том, чтобы через три года ребенок был подготовлен к дальнейшему обучению в хоккейной школе клуба. На первом году обучения в хоккейном «детском саду» занятия проводятся всего один раз в неделю (!), что тренерам наших шестилеток может показаться необъяснимой недальновидностью. Ребята 7—8 лет занимаются дважды в неделю. «Медвежатам» дают и поиграть, но только поперек поля и всего два периода по 15—20 минут с обязательными сменами составов через каждые полторы-две минуты. Примерно так же дозируют нагрузки в Канаде, США, Финляндии. А что происходит у нас?

И перегрузки, и психологические травмы

Вспомним, как проходят турнирные встречи. «Поблажка» здесь дается только самым младшим: они играют двумя составами два периода по 15 минут — пока один состав на льду, другой сидит на трибунах. Ребята чуть старше ведут бой уже по классическому регламенту: три периода по 20 минут. Отдыхать же им приходится даже меньше, чем взрослым; так, например, на играх открытого чемпионата Москвы перерыв между вторым и третьим периодами составляет уже не 15, а всего пять минут. Если добавить к этому, что нередко команды могут выставить на игру только три пятерки полевых игроков, то можно представить, какие нагрузки испытывает ребенок-хоккеист. Под конец встречи многие в буквальном смысле едва ноги таскают…

Вряд ли можно считать полезной для детского здоровья и обязательную для всех СДЮШОР практику игры «за школу». Это так называемый клубный зачет, когда суммируются показатели возрастных групп школ-участниц, к примеру, того же открытого чемпионата Москвы. При этом и на ребятах младшей группы, которым всего по 10—11 лет, тоже лежит ответственность за общий успех. Понятно, что их тренеры думают только об одном: как бы не подвести школу клуба КХЛ! Отсюда и потогонная система тренировок.

Необходимость во что бы то ни стало занимать на соревнованиях высокие места зачастую толкает тренеров и на обман. В «нужный момент» в команде вдруг появляются игроки постарше, а это не просто нечестно. Это опасно.

— В таких случаях младшие, чтобы не отставать от старших, выкладываются до предела, — говорит Артем Кравцов, заместитель директора Московского научно-практического центра спортивной медицины (МНПЦСМ). — Причем не только физически, но и психологически. А те, кого отстранили от соревнований, чтобы освободить место игрокам со стороны, получают моральную травму…

Психологическую травму получают порой и целые коллективы, когда по прихоти спортивных функционеров в число участников турнира в какой-либо возрастной группе, включаются и заведомо слабые команды. 30—40 безответных шайб в одном матче – отнюдь не редкость в играх с участием хоккеистов, которым меньше десяти лет.

«Баранка» как снаряд

Сегодня в детском хоккее очень остра проблема тренерских кадров. Не обладающий достаточными знаниями тренер может негативно повлиять на здоровье своих воспитанников, всего лишь неправильно распределив нагрузки. А ведь в хоккей приходят и нездоровые дети. По последним данным, лишь 16 процентов ребятишек, желающих заняться этим видом спорта, можно назвать абсолютно здоровыми. И поэтому главная задача, которая стоит сегодня перед детским хоккеем — это оздоровление детей, а не превращение их — любой ценой — в профессионалов.

Вот что в связи с этим говорит заместитель директора Московского научно-практического центра спортивной медицины Артем Кравцов:

— У внешне здорового ребенка могут иметься отклонения в сердечно-сосудистой системе, которые очень сложно выявить. В обычной жизни они никак не проявляются, а вот после предельных физических нагрузок могут привести к весьма печальным последствиям. Если заниматься не спортом, а физкультурой, то с такими отклонениями можно дожить до ста лет, даже не зная о них. Но так как дети-хоккеисты получают очень высокие нагрузки, то они должны находиться под бдительным медицинским надзором в специализированных учреждениях. Например, в таком, как наш Центр, в котором есть тест-зал с самым современным оборудованием. В принципе же любая спортшкола обязана иметь полноценную медицинскую службу, а спортивные группы должны обязательно проверяться во врачебно-физкультурных диспансерах.

Необходимо, конечно же, утверждают специалисты, и самым внимательнейшим образом относиться к «мелочам», на которые у нас почти не обращают внимания. А вот в хоккейных школах США, например, воспитанникам, не достигшим 14 лет, запрещено делать «щелчки», так как это требует чрезмерных для подростка усилий «нижней» руки. У нас же «щелкают» и десятилетки.

Стоит, наверное, прислушаться и к мнению тех тренеров, которые считают, что шайбы для детей-хоккеистов должны отличаться от тех, которыми играют взрослые. Ян Каменецкий, например, говорит, что начинающих следует тренировать, вырезав из каучукового снаряда середину, чтобы он стал похож на баранку. Габариты шайбы остаются «взрослыми», а ее вес заметно уменьшается.

…Из бессчетного числа маленьких хоккеистов лишь единицы становятся профессионалами. Тем не менее, годы, проведенные в клубной спортшколе обязательно принесут большую пользу всем ребятам, если только и тренеры, и родители будут думать не только о победах, но и о том, как сохранить и укрепить здоровье детей.

Михаил ТОЛПЕГИН

 

Ситуация выглядит парадоксальной. С одной стороны, все вроде бы нацелено на подготовку «звезд», а с другой — хоккейные «звездочки» гаснут, не успев засиять в полную силу. В статье Толпегина приведены высказывания специалистов, поддерживающих его точку зрения. Однако наверняка есть и другие мнения относительно положения дел в нашем детском хоккее, да и вообще в детско-юношеском спорте.

Так правильно ли у нас учат тренеров? Как они должны готовить будущих мастеров? Что нужно сделать, чтобы здоровье детей и подростков не приносилось в жертву спортивным результатам? Мы приглашаем к разговору детских тренеров, преподавателей спортивных вузов, специалистов спортивной медицины, руководителей спорта и, конечно, родителей юных спортсменов. Пишите нам, высказывайтесь, спорьте.

Одна из областей, где на мой взгляд, достаточно возможностей для совершенствования – правильное питание. Это очень важно для всех хоккеистов, а особенно для молодых, растущих игроков. Плохие предпочтения в еде могут фактически нейтрализовать усилия по обучению и обесценить эффект от тренировок.
Неправильное питание и недостаток знаний могут привести к потере сил уже по прошествии 30 минут.
В этой статье я попробую дать краткий обзор основ правильного питания для того, чтобы вы смогли изменить привычки. Также я хочу обратить внимание на правильное питание, как одну из важных составляющих для подготовки к играм.

Общие принципы.
Перед любой спортивной нагрузкой вы должны рассчитать количество потребляемой пищи, легкой для усвоения организмом не позднее, чем за 3-5 часов до нагрузки.
Углеводы являются важнейшим источником энергии для спортсменов.
Следуйте хорошо сбалансированной диете.
Уделяйте особое внимание потреблению жидкости и не допускайте обезвоживания.

Средний расход энергии в день:
• Существование организма – 60-70%
• Метаболизм (процесс, охватывающий усвоение пищевых веществ и построение из них тела организма и распад в нем) – 10%
• Работа мышц – 20-30%

Ежедневные затраты источников энергии:
• Жиры - 30%
• Белки – 10-15%
• Углеводы – 55-60%

Основные правила для спортсменов.
Необходимо следовать этим правилам, если вы хотите добиться наилучшей отдачи от организма на тренировках и играх:
1. Вам необходимо потреблять достаточное количество углеводов, которые медленно увеличивают уровень сахара в крови за 2-3 часа до начала физической активности.
2. Сразу после тренировки или тяжелой игры необходимо принять что-либо, что поможет быстро поднять уровень сахара в крови.

Углеводы «длинных цепей» (медленные углеводы):
• Апельсины
• Персики
• Грейпфруты
• Зеленый горошек
• Мороженное
• Морковь
• Молоко
• Фруктовый йогурт

Углеводы «коротких цепей» (быстрые углеводы):
• Бананы
• Соки
• Отварной картофель
• Белый хлеб
• Шоколад
• Мед
• Печенье
• Белый рис
Углеводы являются основным источником энергии при физической нагрузке и деятельности, требующей концентрации.
Углеводы накапливаются в мышцах и печени в виде гликогенов. При длительных и коротких физических нагрузках организм использует энергетические ресурсы гликогенов. Спортсмены, при обычном питании получают около 200-250 г. гликогена, что лишь частично пополняет его ресурс. При следующей физической нагрузке увеличивается утомляемость в связи с недостаточностью гликогена. Если спортсмен употребил двойную норму гликогена, то он сможет в течение 22 часов выдержать продолжительную физическую нагрузку.

Ешьте много макаронных изделий, риса, хлеба, овощей и фруктов!
Такой тип питания поможет вам также регулировать аппетит, поскольку углеводы – один из факторов снижения чувства голода.
Если вы употребите сладости в течение часа до тренировки или игры уровень сахара в крови резко повысится, что вызовет выброс инсулина, который в свою очередь, приведет к падению уровня сахара в крови до еще более низкого уровня, чем до употребления вами сладостей. Это может привести к полной потере сил или даже обморочному состоянию. Поэтому - никаких сладостей перед тренировками и играми!
Также очень важно немного перекусить после игр и тренировок. Избегайте физической нагрузки без энергии и не забывайте «пополнять ресурсы организма» сразу после неё.
Очень распространенной ошибкой является отсутствие приема пищи до тренировки и невозможность (нежелание) кушать в течение 1-2 часов после нее.
Одной из важных проблем являются ранние игры или тренировки на сборах. Действительно, нет никакого смысла принимать твердую пищу позднее, чем за 3-4 часа до физической нагрузки, поскольку организм утром достаточно медленно усваивает ее.
Таким образом, при ранней игре вы должны встать за 3-4 часа до игры, чтобы поесть. Если это очень рано для вас, то вам необходимо сделать хороший запас углеводов в предыдущий день. Затем, когда вы просыпаетесь, следует пить много жидкости и использовать жидкие виды энергии, которые быстрее усваиваются организмом. Например «Power Gel» - хороший энергетический напиток.

Жидкость, жидкость и жидкость!
Ваш организм содержит около 60% жидкости. Поэтому необходимо понять важность жидкостного баланса и использовать это знание в спортивной деятельности. Даже небольшой процент обезвоживания может уменьшить физическую работоспособность организма.
Наиболее распространенной причиной  недостаточного
потребления количества жидкости является непонимание процессов, протекающих в организме. Особенно молодые и неопытные спортсмены начинают пить во время игр или тренировок, когда они чувствуют жажду. Как правило, это делать уже поздно.
Необходимо начать потребление жидкости до нагрузки. Посмотрите на раздевалку хоккеистов перед игрой. Вы увидите, что все игроки пьют понемногу воду и спортивный напиток Gatorade, либо их сочетание. Они начинают это делать перед «сухой» разминкой продолжают понемногу пить вплоть до раскатки.
Необходимо начать потребление жидкости за 30 минут до начала тренировки или игры.
Начните потреблять жидкость до начала игр и тренировок, а не только тогда когда вас мучает жажда. Это относится и к юным спортсменам.
Но так следует делать если продолжительность нагрузки более 45 минут, если менее, то в этом нет необходимости.

Избегайте жиров!
Как спортсмен, вы должны избегать дополнительного потребления жиров, поскольку они трудно усваиваются организмом и замедляют процесс обогащения организма кислородом. Это является результатом «склеивания» красных кровяных телец после употребления жиров, что приводит к более медленному кровообращению по капиллярным сосудам.
Блюда в «ресторанах быстрого питания» отличаются очень большим содержанием жиров. Избегайте употреблять «гамбургеры» и пиццу!
Рацион спортсменов должен быть очень хорошо сбалансирован и включать разнообразные и качественные продукты, которые обеспечат организм правильными типами жиров (например – рыба и т.д.).

(с) Jukka Ropponen
Перевод - Buzzer

Флорбо́л (англ.floorball, от англ.floor — пол и англ.ball — мяч) или хоккей в зале (унихоккей) — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой. Цель игры: забить мяч в ворота соперника.

В игре принимают участие две команды. Целью является забить как можно больше голов в ворота соперников, не нарушив при этом правила игры. Контролировать мяч допускается только клюшкой, имеющейся у всех полевых игроков. Ногой допускается останавливать мяч, но не наносить удары по воротам.

Обычно игра длится три периода по 20 минут, однако в детских и других соревнованиях количество периодов может сокращаться до двух, а время каждого периода — до 15 минут. Время игры считается «чистым», то есть отсчёт времени останавливается во время остановок игры и запускается вновь после того, как игра возобновляется. Если матч, в котором обязательно должен быть определён победитель, завершается вничью, назначается дополнительное время длительностью 10 минут. Если победителя не удаётся выявить и в дополнительное время, назначается серия штрафных бросков из пяти попыток с каждой стороны. Если и после этого сохраняется ничейный результат те же пять игроков от каждой из команд продолжают совершать по очереди броски (не обязательно в той же очерёдности), пока не будет достигнут положительный результат для одной из команд.

Каждой команде разрешается задействовать по 20 игроков. На площадке, однако, одновременно может присутствовать не более шести игроков одной команды, в том числе не более одного голкипера, надлежащим образом экипированного. По ходу игры допускается совершать неограниченное количество замен, проводимых без остановки игры.

Матч обслуживается двумя арбитрами с равными правами.

 

© Школа хоккейного мастерства «IceStyleEkb», 2013 - 2017
город Екатеринбург Улица Лиственная дом 65
sboevsergei@bk.ru

Этот сайт сделан

РА "Колибри"

Мы в социальных сетях: social-1social-2