Фон сайта
Шапка сайта

Екатеринбург,
ул. Лиственная, дом 65

+7 (912) 612-60-48

Острый вопрос современного хоккея: «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле?». Первыми на очереди оказались защитники, как представители дефицитного теперь амплуа. Как воспитывали игроков обороны в Советском Союзе и как с ними работают сейчас – пытаемся разобраться с Заслуженным тренером России, который решил остаться неназванным.

Защитник – проблемное амплуа в отечественном хоккее. Талантливыми нападающими Россия никогда обделена не была – фамилии лишний раз не нужно называть, одаренных вратарей – тоже достаточно. Но вот качественными игроками обороны даже ведущие клубы КХЛ укомплектованы не полностью. На трансферном рынке за них идет настоящая война. Проблема вскрылась и в связи с формированием состава на грядущий Кубок мира – больше всего вопросов вызвала именно оборонительная линия.

А ведь советская школа воспитывала защитников высокого уровня. Например, на драфте 1993-го года было выбрано 14 российских игроков этого амплуа, а в 2010-м – только лишь один! Хотя в последнее время ситуация изменилась и появились очень талантливые ребята – Никита Трямкин, Никита Задоров, Иван Проворов… На последнем драфте НХЛ под высоким девятым номером был выбран Михаил Сергачев. Но средняя прослойка все равно остается слабой.

Главное – это путь, благодаря которому ребята и становятся защитниками. Уже многие страны пришли к выводу, что с амплуа нужно определяться с 12-14 лет. До этого нужно дать ребятам возможность попробовать себя на разных позициях, ведь в старшем возрасте все может быть совсем по–другому… А как у нас – в нападении ставят тех, кто хорошо катается, кто забивает, а кто похуже или поздоровее – в оборону. То есть формируют ее по остаточному принципу.

Тренеры никогда не спрашивают: «Кто хочет играть в защите?». Но ведь перевод в оборону должен быть поощрением, а не наказанием. И защитник должен кататься даже лучше, чем форвард. Поэтому мало игроков обороны, которые передвигаются технично, без проблем. Если смотреть с трибун, таких хоккеистов на площадке можно пересчитать по пальцам одной руки. Любой полевой игрок должен уметь хорошо передвигаться – это основа основ.

Сейчас в пример ставят защитников из Швеции. Техника передвижения, владения клюшкой – у них всех на высоком уровне. А у нас этому уделяется мало внимания – тренер не может ждать. Он недавно начал работу, а уже совсем скоро – всероссийские соревнования, на которых у него обязательно требуют результат. Зачем это нужно? Даже с психологической точки зрения пацану рано играть на таком турнире. Если у защитника еще и вначале ничего не получается, он вообще может закончить с хоккеем. В некоторых школах и льда не хватает – за полтора часа успеть надо все. А как всегда крайний – защитник со своим катанием.

С защитниками нужно заниматься в любом возрасте, даже в клубах КХЛ. Уделять внимание движению спиной вперед, переворотам, торможению, столкновениям. Тогда включаются особые суставчики, которые при ходьбе и обычном катании не работают, и их нужно развить, укрепить и всегда поддерживать в хорошем состоянии.

Силовым приемам обязательно нужно учить. Когда ребенок уже более-менее овладевает техникой передвижения, тогда можно объяснять – как подкатываться к сопернику, как действовать коньками и вообще для чего нужен силовой прием. Но главное – не дать в борт, чтобы он зашумел и привел публику в восторг, а то, что защитник оставляет соперника вне игры и добивается для своей команды численного преимущества. Сколько еще времени пройдет прежде, чем он придет в себя и побежит помогать своим. А лучший вариант – выбросить за борт, пока он вылезет… Но, чтобы проводить силовой прием, не должно быть проблем с передвижением. Игрокам сейчас не хватает маневренности, правильного отката. Они бы не прочь столкнуться, но не успевают.

У Анатолия Тарасова было упражнение. Разбегаешься и врезаешься в лицевой борт – называлось «Бей канадца». Как это пошло? Сборная СССР приехала на чемпионат мира, и на ее тренировку вышли канадцы. И Анатолий Владимирович захотел их чем-то удивить. Хоккеисты разбегались, били изо всех сил в борт и быстро убегали. Тарасов кричал: «Бей канадца!». А те все спрашивают: «Что он кричит? Что он кричит?».

В Советское время были и защитники, которые могли постоять за партнеров, жути навести. Александру Рагулину скорости не хватало, но он использовал свою массу. Гусев, Васильев, Лутченко могли въехать и, как говорил Анатолий Владимирович, оставить значок на память. У Зинэтулы Билялетдинова катание было похуже, однако он компенсировал это жесткостью, дисциплинированностью. Геннадий Цыганков поставит на стол кулак – как пол-литровая кружка! Такие Тарасову нравились – сильные и волевые, и он не обращал внимание на какие-то недостатки. Хоккеисты могли что-то не уметь, но с лихвой возмещали это за счет других талантов. Игорь Ромишевский – атлет, у него были повышенные физические качества, плюс сила воли. Он рассказывал, решающий матч чемпионата мира против чехов и сборная СССР осталась в меньшинстве втроем. Выбросили шайбу – поехали меняться. Но Анатолий Тарасов кричит: «Играть!». Ромишевский развернулся и обратно побежал. Сил нет, опять выбросили, и он приехал к бортику. Тарасов: «Я не сказал «смена»!». И так полностью две минуты отыграл. Анатолий Тарасов знал, чем каждый игрок ценен и старался использовать эти качества и затушевывать недостатки. В этом – тренерское мастерство.

Тарасов говорил: «Не проиграть. Хоть как, хоть зубами». Делай что хочешь, но не уступи. Для защитника это особенно важно. А если тебя три или четыре раза обыгрывают – все. Пусть соперник лучше передачей обрежет, но никак не обыграет один в один. Но сейчас все снова упирается в катание. Современные защитники должны откатываться в борьбе, а у нас они отходят раньше времени, перестраховываются – неуверенно себя чувствуют, коньки подводят.

Очень важна и первая передача, это всегда красиво и неожиданно. Главное здесь – не точность, а своевременность. Защитник, бывает, готов сделать пас, а форвард из-под опеки еще не освободился. Однако сейчас нападающие думают не как забить гол, а как успеть вернуться и отобороняться.

Защитник с хоккейной школы должен понять, что он универсальный игрок – отоборонялся, отобрал шайбу, запустил вперед нападающих, поддержал атаку, бросил и забил гол. Наш хоккей по своей сути – атакующий, комбинационный. Для защитника было всегда важно умение действовать в нападении. Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов уже играли в современный хоккей, подключались в атаку – и полезно, результативно. При этом они успевали вернуться, догнать соперника на красной линии и выполнить свои оборонительные функции. Анатолий Тарасов считал, что у Владислава Третьяка нельзя забирать его работу. Если защитник даже не сможет вовремя возвратиться, ничего страшного – пусть вратарь будет в тонусе. Соперник забьет семь, а мы – восемь. Цель была – атака все время.

Но нынешний тренер бы обязательно Фетисову сказал: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину! Не смей подключаться!». Сейчас главное не забить, а не пропустить. Современный российский тренер считает: нападающие должны располагаться так, что в случае потери шайбы успели отзащищаться. А Тарасов считал так: вы должны обороняться таким образом, что в случае перехвата шайбы смогли бы убежать и забить гол. Сейчас доходит до абсурда. Если защитник катается лучше нападающих, много забивает, то это – беда. Его называют нарушителем игровой дисциплины. С другой стороны, тренеры не знают, как такого хоккеиста использовать, как построить под него игру. Ведь это все и есть творчество, которого теперь так не хватает.

Один из известных тренеров КХЛ перед игрой как-то сказал своим хоккеистам: «Мы начинаем со счета 0:0, уже одно очко есть. Так что задача – не пропустить». И игрокам творческим, атакующим, которые любят хоккей не за изнурительные тренировки, а за красоту, это сложно принять. Все время только на оборону, главное сейчас – не ошибиться. А постоянный страх ошибки придает неуверенности, не дает молодым игрокам развиваться, не позволяет показывать то, чем всегда славился наш хоккей – творчество.

Материал взят с RussianHockeyStyle.Ru. Рубрика «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле».

Подготовила Олеся Усова.

 

Интервью с легендарным детским тренером Виктором Перегудовым.

Виктор Михайлович вырастил таких знаменитых хоккеистов, как Сергей Гончар, Андрей Назаров, Андрей Мезин, Кирилл Кольцов, Станислав Чистов, Георгий Гелашвили и многих других, он заслуженный тренер России, кавалер медали Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» и добрый гений школы «Трактор». Как никто другой, Перегудов знает, как воспитать не только хорошего игрока, но и настоящую личность.

Самое главное – мы потеряли ребенка. Сейчас процветает жесткость. Ребенку шесть-семь лет, и он со всего маху рубит клюшкой такого же мальчика. Когда начинают разбираться, папа заявляет: «А он первый начал!». Вместо того, чтобы внушить, что это категорически делать нельзя, родители только поощряют подобное поведение. Нужно учить ребенка милосердию, а не кричать с трибун: «Дай ему, дай больнее!» Был такой случай, который меня поразил до глубины души. Упал один мальчик лет шести, а другой побежал на помощь, поднимает его и говорит: «Не плачь, что ты!» Трогательная сцена, прямо до слез… Но этот мальчик не смог заниматься хоккеем – слишком добрый. Родители ругаются: «Слюнтяй!» Требуют дать сдачи, ответить побольнее, пропагандируют ненависть и злобу… Раньше родители на заводах работали и болтаться в школе им было некогда. Сейчас они считают себя главенствующими в подготовке, могут сказать хамское слово тренеру, могут выгнать его, уволить. Японцы подходят к учителю с поклоном: «Сэнсэй!» А у нас – все наоборот.

В первую очередь, нужно воспитать не хоккеиста, а человека.
 Чтобы дети стали настоящими люди, уважали старших, проявляли милосердие. Все остальное придет. Тем, что написано в Евангелии – тем и должен руководствоваться тренер. Раньше, конечно, воспитание было совсем другое. Я спрашиваю 15-летнего парня, знает ли он, кто такой Александр Сергеевич Пушкин, а он – понятия не имеет… В Советское время у нас были планы культурно-воспитательной работы, причем не только на бумаге. Например, сегодня тренер вместе с классным руководителем должен посетить с детьми драмтеатр, в следующий раз – филармонию. И не дай бог просто черточку поставишь! Строго отчитывались, наказание – вплоть до увольнения. Пусть даже вначале дети ничего не понимали, с возрастом они пришли к этой музыке. У жены есть абонемент в филармонию, постоянно вижу там своих ребят 65-66 г.р. – они все еще ходят. А сейчас даже наших великих спортсменов не знают! Спрашиваю, кто такие Шувалов, Бобров, Бабич, – нет ответа…

Что родители, что дети в глазах видят только деньги. В МХЛ 16-летний мальчишка требует зарплату, 100 тысяч его уже не устраивает. Деньги развратили всё – и спорт в том числе. Миллионеры, игроки сборной России по футболу, проиграли на чемпионате Европе, но им по барабану флаг и Родина – они сразу же поехали отдыхать и веселиться. Я общался с Геной Цыганковым, Валерой Харламовым, Толей Фирсовым – замечательные были не только хоккеисты, но и люди. Они были граждане своей страны. Великие не только на площадке, но и вне ее. Николай Бец – как начал ребенком в школе «Трактор», так все еще здесь. Его звали в Москву, но он остался и до сих пор живет и работает в Челябинске. Сейчас воспитание одно – нажива. В свое время на чемпионате Европы мы сидели вместе со Скотти Боумэном. Его спросили, почему он унижает хоккеистов. Он ответил: «Это не унижение, ни в коем разе! У них в глазах доллары, и за них они все терпеть будут!» Теперь у нас так же, а тренерам приходится, как и Боумэну, ломать ребра, чтобы заставить игроков работать. Деньги, тем более большие, развращают. Пока мы порядок в зарплатах, в воспитании, в поведении не наведем – ничего не улучшится, только хуже станет.

Как сейчас помню, тренерский семинар в Липецке. Анатолий Тарасов повез тренеров на аэродром, там работал его хороший знакомый летчик-испытатель. Самолеты были только с вертикальным взлетом. Садится он в самолет, метра два пролетел – и ушел вверх. Мы стоим, рот разинули: всё – его нет. Вдруг падает с небес – кажется, что на нас летит! И опять ушел наверх. Дядя Толя говорит: «Вот где мужество! А вы говорите – под шайбу лечь…» Ложиться под шайбу – это работа хоккеиста, они за нее большие деньги получают.

Тренер должен быть образцом для хоккеистов. Недавно «Торпедо» играло с «Нефтехимиком», и два тренера пошли в бой! Представляете себе Тарасов Анатолий Владимирович с Чернышевым Аркадием Ивановичем стали бы махаться? Такое в кошмарном сне не приснится! Сейчас нужен результат и больше ничего, а на остальное смотрят сквозь шоры. В современных тренерах много шума и гама. Какое раньше общение было! Николай Семенович Эпштейн говорил любовно, ласково: «Сашенька, ты здесь не прав дорогой». Дядя Толя Тарасов, конечно, мог, высказаться: «Молодой человек, ты не отдал пас впереди катящемуся. Ты – подлец!» Но это было не оскорбительно, в поучительной форме.

Есть хорошие детские тренеры, но многим мешает лень. Никак не могут ее перебороть, постоянно подстегивать их нужно. За полтора часа занятие проведет – и всё, нет тренера. В СССР проводилось много семинаров – три-четыре раза год, в разных городах – в Москве, Минске, Риге, Новосибирске. Тренеры общались, делились опытом. На одном из них Анатолий Тарасов спрашивал: «Коллеги, сколько вы занимаетесь с детьми в день?» – «Два часа, три» – «Вы преступники! С детьми весь день нужно заниматься!» Тренер как картежник: ночь – думай, день – играй. Он должен быть с детьми всегда и везде – и до, и после тренировки. А после окончания выпуска необходимо устроить ребят, которые не подошли в команды мастеров (в большой хоккей попадают только два-три человека), – на производство или в бизнес. Они потом всю жизнь благодарны будут. А как у нас – закончили ребята, и плевать на них всем. Многие потом пили, на иголочку садились… Настоящий тренер должен быть ответственен за игрока и после окончания школы.

Ребенок должен бежать к тренеру. 
Если он идет кое-как – значит, ты как специалист ничего из себя не представляешь. Ты или над ребенком, или вместе с ним. Если вместе – он тебя никогда не забудет. Хамить все умеют – ничего сложного в этом нет. Сначала хамство и унижения, может, и дадут результат, а потом уже вернутся бумерангом. Оскорбишь 17-летнего, а он возьмет и тебе в глаз даст. В школе «Трактор» с 2008-м годом работает Артем Глинкин – вот он прирожденный детский тренер. Во-первых, умеет с детьми разговаривать – доходчиво, не повышая голос. Во-вторых, может показать. На тренировках не в стороне стоит, а на льду вместе с ними крутится. У нас есть прекрасные тренеры и замечательные дети. Но на такую большую страну этого мало. И самый главный совет, который я даю молодым тренерам, – не лениться.

Сейчас все игроки одинаковые, «золотничков» мало. Тренеры в детском возрасте «отрубают» им руки – туда не беги, сюда не беги. Зарипову и Кузнецову ничего не запрещали, они делали то, что хотели – поэтому и выросли такими мастерами. Помню, играл мой «Трактор» 1974 г.р. с Усть-Каменогорском (в «Устинке» тогда сильная команда была). Серега Гончар из-за ворот выезжает, видит игрока в хорошей позиции – дает ему пас на атаку. А тут выкатывается хоккеист соперника, шайбу перехватывает, Серега не успевает, и нам забивают гол. Гончар приезжает на скамейку убитый. Я ему говорю: «Молодчик! Ты же игрока увидел, отличную передачу сделал!» Он воспрянул духом. Потом Владимир Юрзинов в «Динамо» разрешал ему играть креативно, вот он и стал Гончаром, которого все знают. Его стимулировали, чтобы проявлял инициативу, придумывал что-то еще. Сейчас творчество убивают на корню. Отбей тогда охотку у Гончара – сморщился, стал бы как другие. Если есть талант, нужно не мешать и только подтолкнуть в нужный момент.

Материал взят с RussianHockeyStyle.Ru. Рубрика «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле».

Подготовила Олеся Усова.

Флорбо́л (англ.floorball, от англ.floor — пол и англ.ball — мяч) или хоккей в зале (унихоккей) — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой. Цель игры: забить мяч в ворота соперника.

В игре принимают участие две команды. Целью является забить как можно больше голов в ворота соперников, не нарушив при этом правила игры. Контролировать мяч допускается только клюшкой, имеющейся у всех полевых игроков. Ногой допускается останавливать мяч, но не наносить удары по воротам.

Обычно игра длится три периода по 20 минут, однако в детских и других соревнованиях количество периодов может сокращаться до двух, а время каждого периода — до 15 минут. Время игры считается «чистым», то есть отсчёт времени останавливается во время остановок игры и запускается вновь после того, как игра возобновляется. Если матч, в котором обязательно должен быть определён победитель, завершается вничью, назначается дополнительное время длительностью 10 минут. Если победителя не удаётся выявить и в дополнительное время, назначается серия штрафных бросков из пяти попыток с каждой стороны. Если и после этого сохраняется ничейный результат те же пять игроков от каждой из команд продолжают совершать по очереди броски (не обязательно в той же очерёдности), пока не будет достигнут положительный результат для одной из команд.

Каждой команде разрешается задействовать по 20 игроков. На площадке, однако, одновременно может присутствовать не более шести игроков одной команды, в том числе не более одного голкипера, надлежащим образом экипированного. По ходу игры допускается совершать неограниченное количество замен, проводимых без остановки игры.

Матч обслуживается двумя арбитрами с равными правами.

 

Одна из областей, где на мой взгляд, достаточно возможностей для совершенствования – правильное питание. Это очень важно для всех хоккеистов, а особенно для молодых, растущих игроков. Плохие предпочтения в еде могут фактически нейтрализовать усилия по обучению и обесценить эффект от тренировок.
Неправильное питание и недостаток знаний могут привести к потере сил уже по прошествии 30 минут.
В этой статье я попробую дать краткий обзор основ правильного питания для того, чтобы вы смогли изменить привычки. Также я хочу обратить внимание на правильное питание, как одну из важных составляющих для подготовки к играм.

Общие принципы.
Перед любой спортивной нагрузкой вы должны рассчитать количество потребляемой пищи, легкой для усвоения организмом не позднее, чем за 3-5 часов до нагрузки.
Углеводы являются важнейшим источником энергии для спортсменов.
Следуйте хорошо сбалансированной диете.
Уделяйте особое внимание потреблению жидкости и не допускайте обезвоживания.

Средний расход энергии в день:
• Существование организма – 60-70%
• Метаболизм (процесс, охватывающий усвоение пищевых веществ и построение из них тела организма и распад в нем) – 10%
• Работа мышц – 20-30%

Ежедневные затраты источников энергии:
• Жиры - 30%
• Белки – 10-15%
• Углеводы – 55-60%

Основные правила для спортсменов.
Необходимо следовать этим правилам, если вы хотите добиться наилучшей отдачи от организма на тренировках и играх:
1. Вам необходимо потреблять достаточное количество углеводов, которые медленно увеличивают уровень сахара в крови за 2-3 часа до начала физической активности.
2. Сразу после тренировки или тяжелой игры необходимо принять что-либо, что поможет быстро поднять уровень сахара в крови.

Углеводы «длинных цепей» (медленные углеводы):
• Апельсины
• Персики
• Грейпфруты
• Зеленый горошек
• Мороженное
• Морковь
• Молоко
• Фруктовый йогурт

Углеводы «коротких цепей» (быстрые углеводы):
• Бананы
• Соки
• Отварной картофель
• Белый хлеб
• Шоколад
• Мед
• Печенье
• Белый рис
Углеводы являются основным источником энергии при физической нагрузке и деятельности, требующей концентрации.
Углеводы накапливаются в мышцах и печени в виде гликогенов. При длительных и коротких физических нагрузках организм использует энергетические ресурсы гликогенов. Спортсмены, при обычном питании получают около 200-250 г. гликогена, что лишь частично пополняет его ресурс. При следующей физической нагрузке увеличивается утомляемость в связи с недостаточностью гликогена. Если спортсмен употребил двойную норму гликогена, то он сможет в течение 22 часов выдержать продолжительную физическую нагрузку.

Ешьте много макаронных изделий, риса, хлеба, овощей и фруктов!
Такой тип питания поможет вам также регулировать аппетит, поскольку углеводы – один из факторов снижения чувства голода.
Если вы употребите сладости в течение часа до тренировки или игры уровень сахара в крови резко повысится, что вызовет выброс инсулина, который в свою очередь, приведет к падению уровня сахара в крови до еще более низкого уровня, чем до употребления вами сладостей. Это может привести к полной потере сил или даже обморочному состоянию. Поэтому - никаких сладостей перед тренировками и играми!
Также очень важно немного перекусить после игр и тренировок. Избегайте физической нагрузки без энергии и не забывайте «пополнять ресурсы организма» сразу после неё.
Очень распространенной ошибкой является отсутствие приема пищи до тренировки и невозможность (нежелание) кушать в течение 1-2 часов после нее.
Одной из важных проблем являются ранние игры или тренировки на сборах. Действительно, нет никакого смысла принимать твердую пищу позднее, чем за 3-4 часа до физической нагрузки, поскольку организм утром достаточно медленно усваивает ее.
Таким образом, при ранней игре вы должны встать за 3-4 часа до игры, чтобы поесть. Если это очень рано для вас, то вам необходимо сделать хороший запас углеводов в предыдущий день. Затем, когда вы просыпаетесь, следует пить много жидкости и использовать жидкие виды энергии, которые быстрее усваиваются организмом. Например «Power Gel» - хороший энергетический напиток.

Жидкость, жидкость и жидкость!
Ваш организм содержит около 60% жидкости. Поэтому необходимо понять важность жидкостного баланса и использовать это знание в спортивной деятельности. Даже небольшой процент обезвоживания может уменьшить физическую работоспособность организма.
Наиболее распространенной причиной  недостаточного
потребления количества жидкости является непонимание процессов, протекающих в организме. Особенно молодые и неопытные спортсмены начинают пить во время игр или тренировок, когда они чувствуют жажду. Как правило, это делать уже поздно.
Необходимо начать потребление жидкости до нагрузки. Посмотрите на раздевалку хоккеистов перед игрой. Вы увидите, что все игроки пьют понемногу воду и спортивный напиток Gatorade, либо их сочетание. Они начинают это делать перед «сухой» разминкой продолжают понемногу пить вплоть до раскатки.
Необходимо начать потребление жидкости за 30 минут до начала тренировки или игры.
Начните потреблять жидкость до начала игр и тренировок, а не только тогда когда вас мучает жажда. Это относится и к юным спортсменам.
Но так следует делать если продолжительность нагрузки более 45 минут, если менее, то в этом нет необходимости.

Избегайте жиров!
Как спортсмен, вы должны избегать дополнительного потребления жиров, поскольку они трудно усваиваются организмом и замедляют процесс обогащения организма кислородом. Это является результатом «склеивания» красных кровяных телец после употребления жиров, что приводит к более медленному кровообращению по капиллярным сосудам.
Блюда в «ресторанах быстрого питания» отличаются очень большим содержанием жиров. Избегайте употреблять «гамбургеры» и пиццу!
Рацион спортсменов должен быть очень хорошо сбалансирован и включать разнообразные и качественные продукты, которые обеспечат организм правильными типами жиров (например – рыба и т.д.).

(с) Jukka Ropponen
Перевод - Buzzer

На молодежном чемпионате мира по хоккею с шайбой, проходившем на рубеже 2009—2010 годов в Канаде, сборная России осталась без медалей. В поединке за выход в полуфинал наши спортсмены проиграли соперникам из Швейцарии со счетом 2:3, а затем и утешительный матч финнам (3:4), оказавшись в итоге на шестом месте.

Если посмотреть на сводную таблицу первенств последних лет, то нетрудно заметить кривую, по которой наша «молодежка» съезжала за пределы пьедестала почета. В 2002 и 2003 годах мы — первые. В 2004-м не получаем даже «бронзу». Затем три года подряд берем «серебро», а в 2008 и 2009-м — «бронзу». На этом награды закончились; пять последних лет первыми становились канадцы, а в январе нынешнего года победу в мирового чемпионате праздновали американцы, оттеснившие канадцев на второе место.

Что же касается наших юниоров (игроки не старше 18 лет), то, оставшись без медалей на мировых первенствах 2005 и 2006 годов, они победили в 2007-м. Затем дважды брали «серебро», оба раза проиграв финал с разгромным счетом (0:8 канадцам в Казани и 0:5 американцам в Фарго, США).

В истории провалов нашей хоккейной смены есть и такие страницы, как удручающий проигрыш «молодежки» во встречах с североамериканскими юниорами в 2003-м (пять поражений в шести матчах) и в суперсерии-2007 с канадцами же (семь поражений и одна ничья)...

Так почему же наших молодых хоккеистов все чаще преследуют неудачи? Попробуем разобраться хотя бы в одном аспекте подготовки будущих игроков главной сборной страны – в том, как их готовят в детско-юношеских школах олимпийского резерва.

Агрессия на ледяных площадках и на трибунах…

Разговоры о неблагополучии в нашем детско-юношеском хоккее ведутся давно. На чемпионате мира 2001 года, проходившем в Подольске, российская молодежная сборная по всем статьям проиграла соперникам, отличившись разве что в количестве штрафного времени и мордобое. Тогда в Госдуме был подготовлен проект обращения к главе Госкомспорта Павлу Рожкову за подписью олимпийских чемпионов Вячеслава Анисина, Юрия Блинова, Владимира Голикова, Александра Гусева, а также родителей воспитанников московских хоккейных школ. Судьба документа, призывающего повлиять на федерации хоккея России и Москвы с тем, чтобы они навели порядок в подготовке хоккейной смены, нам неизвестна. Но одно его положение представляется ключевым во всей проблематике российского детского хоккея. В письме с возмущением говорилось о том, что «критерием оценки работы детского тренера являются очки, а не качество и количество подготовленных молодых игроков».

Зайдите в фойе любого ледового дворца. Что прежде всего бросается в глаза? Застекленные стенды с кубками и грамотами, завоеванными детьми на бесчисленных турнирах. Тщательно обновляемые таблицы текущих первенств с участием бойцов различных возрастных групп. Загляните на форумы интернет-сайтов, посвященных детскому хоккею. Что в центре родительских страстей? Какой клуб сильнее, кто с каким счетом победил или потерпел поражение, «в какую сторону» свистел судья…

И всюду обстановка боевого напряжения, атмосфера, в которой ошибки непростительны, а победителей не судят. Хотя, казалось бы, не война же… Эта атмосфера захватывает детей, делает их непримиримыми, жесткими, порой даже и по отношению друг к другу, причем их собственные родители нередко подталкивают их к этому. А ведь такая агрессия и на ледяных площадках, и на трибунах не имеет ничего общего с высокими спортивными идеалами, хотя школа, в которой витает такой дух, и называется школой олимпийского резерва.

Работа «на результат»

Сегодня тренировочный процесс строится так, чтобы у юных хоккеистов была только одна цель — во что бы то ни стало взять верх над противником. Подобное обучение зачастую сводится к опасному примитиву: нагружать и подгонять. Вот что об этом говорит известный спортивный педагог, заслуженный тренер России Ян Каменецкий (цитирую по материалам интернет-издания Kinderliga.ru): «…Произошла смена тренерских поколений. … А молодые тренеры, как правило, желают максимально быстро добиться результата. Такой подход вызывает большое количество перегибов».

Стремление тренера к сиюминутному успеху, по мнению Яна Каменецкого, только вредит развитию юного игрока: «В итоге, когда человек… приходит в большой хоккей, часто выясняется, что играть ему нечем – все свои ресурсы он растратил на подростковом этапе». Не в этом ли одно из объяснений неудач нашей «молодежки»?

Главным предметом тренерских и родительских дискуссий о накоплении и сбережении ресурсов остается количество тренировок. В российском детском хоккее принято, чтобы даже шестилетние спортсмены тренировались не меньше трех–четырех раз в неделю. Со временем же у них может остаться только один день отдыха. Но так ли уж необходимо по максимуму нагружать маленького хоккеиста? Вот как, например, на такой вопрос отвечают в Швеции, где почти все клубы организуют для детей нечто вроде спортивного детского сада под общим названием «Бьернлига» («Медвежья лига»).

Как сообщает Kinderliga.ru, в «Бьернлигу» берут детей-шестилеток и учат их прежде всего не хоккею как таковому, а пониманию азов этого спорта, поведению на льду, технике катания. Задача тренеров состоит в том, чтобы через три года ребенок был подготовлен к дальнейшему обучению в хоккейной школе клуба. На первом году обучения в хоккейном «детском саду» занятия проводятся всего один раз в неделю (!), что тренерам наших шестилеток может показаться необъяснимой недальновидностью. Ребята 7—8 лет занимаются дважды в неделю. «Медвежатам» дают и поиграть, но только поперек поля и всего два периода по 15—20 минут с обязательными сменами составов через каждые полторы-две минуты. Примерно так же дозируют нагрузки в Канаде, США, Финляндии. А что происходит у нас?

И перегрузки, и психологические травмы

Вспомним, как проходят турнирные встречи. «Поблажка» здесь дается только самым младшим: они играют двумя составами два периода по 15 минут — пока один состав на льду, другой сидит на трибунах. Ребята чуть старше ведут бой уже по классическому регламенту: три периода по 20 минут. Отдыхать же им приходится даже меньше, чем взрослым; так, например, на играх открытого чемпионата Москвы перерыв между вторым и третьим периодами составляет уже не 15, а всего пять минут. Если добавить к этому, что нередко команды могут выставить на игру только три пятерки полевых игроков, то можно представить, какие нагрузки испытывает ребенок-хоккеист. Под конец встречи многие в буквальном смысле едва ноги таскают…

Вряд ли можно считать полезной для детского здоровья и обязательную для всех СДЮШОР практику игры «за школу». Это так называемый клубный зачет, когда суммируются показатели возрастных групп школ-участниц, к примеру, того же открытого чемпионата Москвы. При этом и на ребятах младшей группы, которым всего по 10—11 лет, тоже лежит ответственность за общий успех. Понятно, что их тренеры думают только об одном: как бы не подвести школу клуба КХЛ! Отсюда и потогонная система тренировок.

Необходимость во что бы то ни стало занимать на соревнованиях высокие места зачастую толкает тренеров и на обман. В «нужный момент» в команде вдруг появляются игроки постарше, а это не просто нечестно. Это опасно.

— В таких случаях младшие, чтобы не отставать от старших, выкладываются до предела, — говорит Артем Кравцов, заместитель директора Московского научно-практического центра спортивной медицины (МНПЦСМ). — Причем не только физически, но и психологически. А те, кого отстранили от соревнований, чтобы освободить место игрокам со стороны, получают моральную травму…

Психологическую травму получают порой и целые коллективы, когда по прихоти спортивных функционеров в число участников турнира в какой-либо возрастной группе, включаются и заведомо слабые команды. 30—40 безответных шайб в одном матче – отнюдь не редкость в играх с участием хоккеистов, которым меньше десяти лет.

«Баранка» как снаряд

Сегодня в детском хоккее очень остра проблема тренерских кадров. Не обладающий достаточными знаниями тренер может негативно повлиять на здоровье своих воспитанников, всего лишь неправильно распределив нагрузки. А ведь в хоккей приходят и нездоровые дети. По последним данным, лишь 16 процентов ребятишек, желающих заняться этим видом спорта, можно назвать абсолютно здоровыми. И поэтому главная задача, которая стоит сегодня перед детским хоккеем — это оздоровление детей, а не превращение их — любой ценой — в профессионалов.

Вот что в связи с этим говорит заместитель директора Московского научно-практического центра спортивной медицины Артем Кравцов:

— У внешне здорового ребенка могут иметься отклонения в сердечно-сосудистой системе, которые очень сложно выявить. В обычной жизни они никак не проявляются, а вот после предельных физических нагрузок могут привести к весьма печальным последствиям. Если заниматься не спортом, а физкультурой, то с такими отклонениями можно дожить до ста лет, даже не зная о них. Но так как дети-хоккеисты получают очень высокие нагрузки, то они должны находиться под бдительным медицинским надзором в специализированных учреждениях. Например, в таком, как наш Центр, в котором есть тест-зал с самым современным оборудованием. В принципе же любая спортшкола обязана иметь полноценную медицинскую службу, а спортивные группы должны обязательно проверяться во врачебно-физкультурных диспансерах.

Необходимо, конечно же, утверждают специалисты, и самым внимательнейшим образом относиться к «мелочам», на которые у нас почти не обращают внимания. А вот в хоккейных школах США, например, воспитанникам, не достигшим 14 лет, запрещено делать «щелчки», так как это требует чрезмерных для подростка усилий «нижней» руки. У нас же «щелкают» и десятилетки.

Стоит, наверное, прислушаться и к мнению тех тренеров, которые считают, что шайбы для детей-хоккеистов должны отличаться от тех, которыми играют взрослые. Ян Каменецкий, например, говорит, что начинающих следует тренировать, вырезав из каучукового снаряда середину, чтобы он стал похож на баранку. Габариты шайбы остаются «взрослыми», а ее вес заметно уменьшается.

…Из бессчетного числа маленьких хоккеистов лишь единицы становятся профессионалами. Тем не менее, годы, проведенные в клубной спортшколе обязательно принесут большую пользу всем ребятам, если только и тренеры, и родители будут думать не только о победах, но и о том, как сохранить и укрепить здоровье детей.

Михаил ТОЛПЕГИН

 

Ситуация выглядит парадоксальной. С одной стороны, все вроде бы нацелено на подготовку «звезд», а с другой — хоккейные «звездочки» гаснут, не успев засиять в полную силу. В статье Толпегина приведены высказывания специалистов, поддерживающих его точку зрения. Однако наверняка есть и другие мнения относительно положения дел в нашем детском хоккее, да и вообще в детско-юношеском спорте.

Так правильно ли у нас учат тренеров? Как они должны готовить будущих мастеров? Что нужно сделать, чтобы здоровье детей и подростков не приносилось в жертву спортивным результатам? Мы приглашаем к разговору детских тренеров, преподавателей спортивных вузов, специалистов спортивной медицины, руководителей спорта и, конечно, родителей юных спортсменов. Пишите нам, высказывайтесь, спорьте.

© Школа хоккейного мастерства «IceStyleEkb», 2013 - 2017
город Екатеринбург Улица Лиственная дом 65
sboevsergei@bk.ru

Этот сайт сделан

РА "Колибри"

Мы в социальных сетях: social-1social-2